Публикации

Газовая "мама"

В первое воскресенье сентября традиционно отмечается День работников нефтяной и газовой промышленности. Своим праздником его считают десятки тысяч жителей нашей страны, занятых в отрасли. Труд каждого из них очень важен.  Даже такой гигант как «Газпром» сильно зависит от работы рядовых контролеров, которые ходят по домам и проверяют оплату за газ. Журналисты крайне редко делают таких людей героями своих материалов, и это несправедливо. Мы решили восполнить пробел и рассказать об одном из них, убедившись, что более благодатной темы для праздничной  публикации не найти.

 

ОЛЕЧКА

Именно так ласково называют контролера участка по работе с потребителями газа в Крымском районе ООО «Краснодаррегионгаз» Ольгу Бортник многие из ее абонентов. Всего на вверенной ей территории в поселках Саук-Дере, Виноградном и Даманке, селах Молдаванском и Русском, хуторе Прохладном их проживает около трех тысяч, и поэтому она давно перестала удивляться, слыша на улице приветствия незнакомых на первый взгляд людей. Хотя все же большую часть своих абонентов эта милая женщина и сама знает в лицо, ведь она периодически наведывается к ним вот уже в течение двенадцати лет. Почти каждый день Ольга Семеновна обходит по пятнадцать-двадцать дворов, подчас находящихся друг от друга на большом удалении, сильно устает, но все-таки любит свою работу и не представляет без нее свою жизнь. А ведь контролером она, в общем-то, стала случайно.

 Ольга Бортник начала свою трудовую деятельность как рабочая цеха по розливу виноградного сока винсовхоза «Саук-Дере», потом стала кочегаром, затем некоторое время работала машинистом котельных установок, тогда, собственно, и произошло ее первое профессиональное знакомство с газом. Позже она вновь сменила квалификацию, и лет семь проработала инженером-теплотехником. В конце концов, за добросовестность и хорошие результаты Ольгу Бортник назначили главным энергетиком винсовхоза «Саук-Дере». В ее ответственности были четыре подразделения, в том числе котельная и газовая служба. Быть может, наша героиня руководила бы ими и по сей день, если бы не было принято решение о передаче всего сетевого хозяйства «Саук-Дере» на баланс Крымского района. Из-за этого реформирования Ольга Бортник поменяла работу, но все-таки полного разрыва с прошлым не произошло - оставить газовые трубы без своего контроля Ольга Семеновна не смогла. Сегодня она по-прежнему имеет дело с газоснабжением поселка Саук-Дере, но уже в роли контролера. Прежним осталось и отношение к делу.

- Директор винсовхоза «Саук-Дере» Анатолий Тихонович Морозов привил мне ответственное отношение к работе и исполнительность, за что я ему очень признательна, - говорит Ольга Бортник. - Эти качества помогают мне и сегодня.

 

ПО ДОЛГУ СЛУЖБЫ

В число обязанностей Ольги Семеновны входит инвентаризация газового оборудования, проверка наличия договоров на его техническое обслуживание, сверка данных о жилой площади, указанных в паспорте БТИ и расчетной книжке, контроль за показаниями газовых счетчиков на дому у абонентов. Кроме того, еженедельно она ведет прием абонентов непосредственно в поселках. Но, пожалуй, ни одна из этих функций и даже рутинная бумажная работа не отнимает у нее так много времени и сил, как необходимость гоняться за должниками. Одни не платят в срок из-за отсутствия времени, у других нет денег, третьи просто забывчивы, но независимо от причины Ольге Бортник необходимо уведомить о задолженности каждого абонента, накопившего долги. По ее собственному признанию, эта обязанность ее тяготит больше всего.

- Самое неприятное в моей работе - вручать абонентам уведомления о задолженности, - говорит Ольге Бортник. - По какой бы причине она не накопилась, мне жалко людей, я переживаю и всегда стараюсь им помочь. Я подробно объясняю порядок действий, которые необходимо предпринять для погашения долга, стараюсь убедить, чтобы люди сделали это быстрее во избежание роста пени и появления новых проблем. Ведь если тянуть с оплатой три месяца, то абоненту отключат газ. И потом для возобновления газоснабжения ему придется выложить деньги, как за отключение, так и за повторное подключение. К счастью, добросовестных плательщиков все же больше.

По совпадению, в день знакомства с героиней этого рассказа, мне довелось присутствовать при ее общении с одной из самых злостных неплательщиц поселка, за которой с февраля числится долг в размере почти тридцати тысяч рублей. Женщине о задолженности много раз напоминали, но это не возымело действия, и теперь в арсенале газовиков остался последний аргумент - отключение от уличного газопровода, которое может произойти в любой момент, ведь оба письменных уведомления уже вручены. Ольга Бортник предупредила должницу об этом, и в последний раз постаралась убедить ее решить проблему наипростейшим путем. Увидев в этот момент выражение лица женщины, я понял, почему Ольга Семеновна не любит уведомлять людей о задолженности.

 

ОТЗЫВЧИВОЕ СЕРДЦЕ

         К счастью, расстроенные лица - это худшее, что Ольге Бортник приходится видеть во время общения с должниками. Вопреки своим ожиданиям, я не услышал историй о скандалистах и дебоширах, которые подобно нашим далеким предкам, немилосердно расправлявшимся с принесшим плохую весть гонца, бросаются на контролера, рискнувшего напомнить о крупном долге. И это в какой-то степени тоже можно считать показателем профессионализма нашей героини. Ведь она исполняет свою работу не машинально, а старается найти подход к каждому абоненту.

         - Народ у нас, в общем-то, не злой и работать можно, но нужно уметь наводить мосты и относиться к каждому индивидуально, - признается Ольга Бортник. - Например, я стараюсь не сообщать прямо с порога и в лоб о долге, а зачастую сначала готовлю абонентов к неприятному известию, говорю с ними на отвлеченные темы. Если человек нервничает и переживает (а ведь долги за газ для должника не новость, каждый хорошо знает, когда платил последний раз), нужно проявить выдержку и успокоить его. Вообще человеческие отношения для меня на первом месте. Я не хитрю и не обманываю, это главный мой козырь.

         Но не только искренность и хорошее знание человеческой психологии помогают Ольге Семеновне завоевывать доверие абонентов, ее ценят за отзывчивость и бескорыстие. Например, в меру своей компетентности она всегда рада помочь тем, что просит ее совета в выборе газового оборудования, других вопросах, что случается нередко. Иногда по просьбе абонентов она исполняет роль курьера и оплачивает их счета за газ.

- Я довольна, когда мне удается помочь человеку сэкономить время, дать полезный совет, даже если это не входит в мои обязанности, - говорит Ольга Бортник. - Очень приятно слышать за это слова благодарности.

          

 

САМА СЕБЕ КОНТРОЛЕР

         Говорят, что по-настоящему счастлив тот, кто спешит из дому на работу, а потом обратно домой. Можно сказать, что Ольга Бортник из таких людей. И как это не банально звучит, во многом именно надежный семейный тыл в лице любящего мужа и двух сыновей помогает ей достигать высоких результатов в труде.

         Как и любой преданный своему делу профессионал, даже в семейном кругу Ольга Бортник не перестает думать о своей работе. Например, иногда по вечерам вместо отдыха у телевизора начинает, как говорит, «раскладывать пасьянс» из абонентских книжек, чтобы облегчить себе задачу на следующий день вечерами звонит своим абонентам, договаривается о завтрашней встрече. Она не могла сдержать улыбку, рассказывая мне, как несколько раз во время общения с родными  вдруг начинала уточнять, заплатили ли они за газ, сообщили ли показания счетчика. Можно только гадать, как часто Ольга Семеновна сама себе задает этот вопрос, но факт в том, что она всегда вовремя расплачивается за «голубое топливо». Причем и за свой дом, и за дом старшего сына. Но наверно иначе и быть не может, ведь она несет за это двойную ответственность, и как потребитель, и как сама себе контролер, ведь ее дом в поселке Саук-Дере тоже относится к ее участку. А еще она чувствует, что просто не будет иметь морального права требовать добросовестного отношения к газу от других, если сама не будет его проявлять и показывать пример окружающим. В поселке ведь все и всё друг о друге знают.

         По собственному признанию, наша героиня считает лучшими те дни, когда все ее абоненты в момент ее визита оказываются дома и среди них нет должников. И еще одно счастье - принимать в семью абонентов новичков.  Совсем скоро на участке Ольги Бортник должна завершиться газификация поселка Первенец Крымского района. Люди в нем ждали прихода газа очень долго, поэтому сегодня, когда газовые трубы уже подошли к домам, Ольга Семеновна в поселке самый желанный гость. Некоторые его жители уже успели познакомиться со своим будущим контролером, они обращались за советом и признавались, что ждут, не дождутся прихода «голубого топлива». А сама Ольга Семеновна уже отчетливо представляет, как впервые придет к своим новым абонентам в Первенце с хорошей новостью, скажет им: «Поздравляю с приходом газа!».

 

К ПРАЗДНИКУ

В профессиональный праздник - День работников нефтяной и газовой промышленности хочется пожелать Ольге Семеновне и ее коллегам, а всего в ООО «Краснодаррегионгаз» работает 283 контролера,  как можно больше приятных моментов и, конечно, добросовестных абонентов.